Ниже идёт матан. Эта статья для страждущих и не обязательна к прочтению.

Письма должны эволюционировать для какой-то цели, то есть должна быть функция, по которой они оптимизируются. Для того, чтобы выполнять оптимизацию для множества объектов, нужно ввести операцию сравнения для двух. В нашем случае объект - это письмо. Каждое письмо мы отправляем N людям и через определённое количество времени (к тому моменту, как нужно будет отправлять следующую партию писем) мы получаем статистику: сколько выполнено открытий, сколько переходов и сколько жалоб на спам.

Для эффективной работы алгоритма пользователь в настройках рассылки вводит ценность целевого действия (CPC). Например, ценность перехода с рассылки на сайт для него = 15 руб.
Соответственно, показатели рассылки:
Доход = количество целевых действий * CPC.
Расход = 0.03 * N + 12 * количество жалоб
Прибыль = Доход - Расход
ROI (возвращаемость инвестиций) = Доход / Расход * 100 %
Эвофункция = прибыль на единицу письма, равна отношению прибыли с отправки N писем к числу N.

 
, где: CPC - ценность каждого перехода
X - количество переходов
Y - количество жалоб на спам
N - количество отправленных писем
0.03 (3 копейки) - стоимость отправки одного сообщения
12- штраф в рублях за каждую жалобу

 

 
  A B C D E F G H I J K L M N O P
1
Таблица №1
клиент
письмо объём
кол-во отправлено
цена
кол-во жалоб
штраф за жалобу
итого расходы
кол-во кликов
ценность клика
итого доходы
прибыль эвофункция ROI  
2
обоснование того, 1 1 1 1000 0,03 3 12 66 10 20 200 134 134 3,03030303  
3
что для каждого клиента 1 2 1 1000 0,03 10 12 150 20 20 400 250 250 2,666666667 выигрывает второе письмо
4
должна быть своя 2 1 1 1000 0,03 3 12 66 10 6 60 -6 -6 0,9090909091 выигрывает первое письмо
5
эвофункция 2 2 1 1000 0,03 10 12 150 20 6 120 - 30 -30 0,8  
6
                               
7
                               
8
Таблица №2
Теперь рассмотрим только первого клиента и рассмотрим для двух типов писем варианты, сколько получится прибыли.
                           
9
обоснование выбора 1 1 10 10000 0,03 30 12 660 100 20 2000 1340 134 3,03030303
по ROI выигрывает первое письмо
10
оптимизируемой 1 2 10 10000 0,03 100 12 1500 200 20 4000 2500 250 2,666666667 по эво выигрывает второе
11
эвофункции 1 1 25 25000 0,03 75 12 1650 250 20 5000 3350 134 3,03030303  
12
  1 2 11 11000 0,03 110 12 1650 220 20 4400 2750 250 2,666666667  
13
                               
14
                               
15
       
Стоимость отправленного письма
  0,03                  
16
        Штраф за жалобу   12                  
 

Почему нужно вводить эту величину CPC? Потому что в зависимости от неё могут “выигрывать” разные письма. В таблице № 1 приводится сравнение показателей для разных CPC. Если стоимость клика = 20 руб, то выбирается второй тип письма, а если 6 руб, то первый, то есть стратегия выбора писем будет отличаться для разных клиентов.

В таблице № 2 проводится сравнение эвофункции и ROI. В первых двух строках таблицы берётся одинаковое количество писем и сравнивается прибыль. Прибыль выше у второго письма. Это отмечено голубым. В третьех и четвёртой строках берётся одинаковая сумма вложений и оказывается, что прибыль с первого письма выше. Отмечено сиреневым.

Получается интересная картина. Если оптимизировать по ROI, то выигрывает первое письмо, а если по эво - то второе. В чём причина? А в том, что основное ограничение всей этой системы - это ограниченность базы. Нужно оптимизировать так, чтобы прибыль с рассылки по всей базе была максимальной. А ROI будет хорошо работать если база условно бесконечная, а количество денег, которые можно пустить на расходы ограничено. В этом случае нужно увеличивать отдачу от каждого вложенного рубля. Это случай контекстной рекламы.

Как итог, если разослать первое и второе письмо по всей базе в 10 тысяч подписчиков, то прибыль составит 1340 руб и 2500 руб соответственно, поэтому конечно же второе письмо прибыльнее, а значит нужно оптимизировать по эвофункции, а не по ROI. Эта функция выбрана наилучшим образом. Она учитывает специфику бизнеса и условия ограниченности базы подписчиков, она уменьшает расходы и увеличивает доходы, а значит делает то, что хочет наш клиент.

ps Это что-то из разряда, как на физике в 7м классе у меня было вскрытие мозга от того, что средняя скорость по расстоянию не равна средней скорости по времени. Потом мы изучили интегралы и я всё поняла. Теперь эти, казалось бы, нафиг никому не нужные интегралы помогают экономить клиентам деньги.